Регистрация / Вход



МЕТАМОРФОЗЫ В ИНДУИЗМЕ

Печать

 

 

Николай КОТОМКИН

 

sverxestestvennie sushestvaСколько в Индии сверхъестественных существ, не знает, пожалуй, ни один индиец. Генеалогия их запутана и противоречива. Кто из них боги, кто демоны — тоже совсем не очевидно. Ведь мир, как известно из древних текстов, уничтожался и создавался заново по крайней мере девять раз. И прежние боги легко превращались в демонов.

 

На формирование пантеона индийских богов ушло почти 3 тысячи лет — от II тысячелетия до нашей эры до II тысячелетия нашей. За это время изменилась сама концепция индуизма, появилось множество школ и ответвлений, брахманизм и буддизм. Из народного поклонения силам природы индуизм превратился в брахманизм с абстрактными понятиями и новыми божествами, а затем вернул «старых» ведических богов, переосмысленных брахманами.

В древней ведической традиции сотворение мира происходило в два этапа: сначала в Золотом яйце был сотворён Парджата, затем он сотворил землю, пространство, небо и все живые сущности — богов, людей, животных, духов природы и кровожадных рак-шасов. В брахманской традиции после сотворения мира Брахма преобразовал самого себя в Тримурти, то есть божественную троицу, которая состояла из самого Брахмы — творца, Вишну — создающего и сохраняющего мир, Шивы — разрушителя мира. После чего Брахма успокоился и отошёл от дел, а Вишну и Шива стали наводить в мире порядок. Как только созданная реальность переставала Шиве нравиться, он её уничтожал, а Вишну строил новый миропорядок. Брахма наделил их как позитивными качествами, так и резко отрицательными. Хоть они внешне и не были совсем уж похожи на людей — все многорукие, многоногие, кто с тремя головами, а кто и с хоботом, — характеры у них были совершенно человеческие. Все они были детьми Брахмы не то от соития с ранее созданными женщинами и богинями, не то от его дуновения, не то от капель упавшего на землю божественного семени. И все они были асурами.

 

Асуры добрые, асуры злые

Первыми божественными детьми считались Индра — громовержец, верховный правитель небес, Агни — бог огня и Сома — бог Луны. Не менее могущественными были и асуры, рождённые от Адити, богини Солнца. Они так и назывались — адитьи, или суры. Отцом их был, разумеется, Брахма, принявший облик мудреца Кашьяпы. В самой ранней традиции их насчитывается семь (Варуна, Митра, Арьяман, Дакша, Бха-га, Амша и Савитар), в более поздней — 12, по числу месяцев. Они отвечали за смену сезонов, плодородие, благополучие всех живых существ и именовались не иначе как совершенными. Управлял этим коллективом Варуна — бог моря и неба. Адитьи, или суры, считались привилегированной кастой в индийском пантеоне, все остальные боги в поздней ведической литературе называются асурами, то есть не сурами.

Просто земной женщины Дити — родились дайтьи, совершенно злобные существа, хотя и были они сводными братьями и сёстрами адитьев. Правда, сама Дити была в этом не виновата. Кашьяпа зачал близнецов Хираньякашипу и Хираньякшу и дочку Холику на заходе Солнца, когда просыпается зло. Особенно жестоким и беспощадным был царь Хираньякашипу, который много раз пытался убить собственного сына Прахла-ду, который почитал Вишну и был, несмотря на юный возраст, умным и благочестивым. Уж что только не делал отец, чтобы его погубить: и ядовитых тварей насылал, и несчастные случаи подстраивал, а тот все был жив. В конце концов решил он сжечь ребёнка на костре, и ему в этом деле помогала Холика, у которой имелся несгораемый плащ. Села она на очаг, взяла Прах-ладу на руки, а сама накрылась плащом. Но от внезапного ветра плащ с неё слетел и закрыл от огня Прахладу. Это вмешался Вишну. Сгорела Холика. От рук Вишну погибли и оба близнеца. Дити пробовала ещё раз родить ребёнка, но Индра рассёк плод в её чреве на 49 частей, и вместо здорового младенца родились 49 Марутов, духов ветра, бури, грома и молнии.

Кроме адитьев и дайтьев существовали также данавы — потомки Дану, управительницы небесных вод, ещё одной жены Кашьяпы. От сотни её сыновей пошло 10 родов данавов: экакши, амритапы, праламбы, нараки, ватапи, тапаны, шары, махахану, гар-виштхи и диргхаджихвы. Выглядели все они как гиганты, обладали чудовищной силой и неимоверной выносливостью. Сыном Дану был властитель всех злых асуров — гигантский змей Вритра, главный враг Индры. Потомками Дану были и асуры калакеи — внуки её сына Вайшнавары. А от дайтьи Прахлады произошли асуры нивакатавачи — сильные в магии и войне демоны.

 

Война против всех

Боги воевали между собой чуть ли не от начала мира. Суры сплотились вокруг Индры, асуры приняли сторону Вритры. Силы были примерно равны, но каждому хотелось стать верховным правителем. Индра был неукротим и вспыльчив. Однажды он так обидел мудреца, подарившего ему цветочную гирлянду, что тот проклял всех приверженцев бога, которых к тому времени уже стали называть дэвами. Дэвы лишились своей силы, и сторонники Вритры задумали их разгромить. Ни-вакатавача Бали захватил весь мир. Что было делать Индре? Он бросился за советом к медиатору Вишну. Тот предложил совместными усилиями добыть амриту — нектар бессмертия. Совместная работа, как известно, сплачивает.

И вот он обратился черепахой, взвалил на спину гору Мандару, а дэвы с асурами привязали к её вершине гигантского змея Васуки, одни вцепились змею в хвост, другие — в голову, и стали крутить его изо всех сил, пахтая океан. Взбивали, взбивали, пока вода не превратилась в молоко, а затем и в масло. Потом вдруг всплыл горшок. Но он оказался не с амритой, а с калакутой — страшным ядом, способным погубить все живое. Перепугались все. Бросились к Шиве. Тот проглотил яд и спас мир от гибели. Пахта-ние продолжилось. Из океана появилось 14 сокровищ: две богини — Лакшми и Варуни, два бога — Чандра и Дханван-тари, прекрасные апсары, два волшебных дерева, корова, слон, крылатый конь, драгоценный камень, лук, раковина и, наконец, та самая амрита. Индре достался слон, Вишну — Лакшми и драгоценность, Варуне — жена, а вот амриту поделить никак не удалось.

И тут снова вмешался Вишну. Он превратился в девушку несравненной красоты, а пока асуры на неё глазели, отнял амриту и отдал Индре. Дэвы выпили весь сосуд до капли. К ним вернулась сила. Они тут же отправились воевать с Вритрой.

 

Волшебные метаморфозы

Войны шли точно по расписанию. Индра беспощадно уничтожал асуров. Он выгнал их даже с морского дна, приказав праведнику Агастье выпить море. Тогда мудрый асур Майя создал для трёх сыновей асура Тараки три города на небесах, чтобы спасти их от Индры — золотой, серебряный и железный. «Сделай так, — попросил он Брахму, — чтобы боги не смогли разрушить их своим оружием, а брахманы — проклятиями». Брахма пообещал, но предупредил, что города простоят, пока их не удастся разрушить выстрелом из лука одною стрелой. Асуры обрадовались, так как думали, что такое невозможно. И ошибались. Пандав Арджуна пронзил-таки их одной стрелой, выпущенной из лука Индры. Магия рассеялась, города погибли. Пришлось асурам жить в подземных убежищах.

Битвы с дэвами они проиграли одну за другой. Поздние тексты объясняют это тем, что асуры преисполнились гордыни и думали лишь о том, как хорошо поесть и приятно провести время. А дэвы стремились к праведной жизни и лелеяли Дхарму. Поэтому счастье и изобилие достались дэвам, а на долю асуров выпало страдание, из-за чего они деградировали или погибли. Характер у асуров совершено испортился — их сжигала ненависть и зависть.

Постепенно индийцы перестали называть небожителей асурами. Буддийская легенда отмечает даже момент, с которого сверхъестественные существа разделяются на два противоположных лагеря и получают разные имена — асуров и дэвов. Первоначально-то вся эта небесная компания жила в царстве 33 богов Траястримша на горе Меру или Сумеру. Но как-то «асуры, которые остаются асурами» вкусили крепкого хмельного напитка, который Индра запретил употреблять. И стали вести себя по-скотски. Тогда Индра скинул их одного за другим к подножию горы.

Так лишились они дома. Те, кто остался наверху, стали дэвами, а те, кто «скатился» вниз — асурами. В позднем индуизме их уже воспринимали только как демонов.

 

Загадки истории

 

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал