РПЦ беспокоит возрастающая популярность неоязычества в силовых структурах и системе ФСИН *
На встрече с руководителями епархиальных информационных подразделений и отделов по взаимоотношению Церкви и общества, состоявшейся 27 января с.г. в храме Христа Спасителя, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда выразил озабоченность ростом популярности неоязычества в России. По его словам, это «напрямую вызов Церкви». «Мы наблюдаем сегодня рост неоязыческих настроений среди молодежи, в первую очередь, конечно, в кругах спортсменов и в кругах, что вдвойне неприятно, людей, носящих оружие, то есть это спецподразделения и так далее», – заявил представитель РПЦ. «Наш первичный анализ показывает, что схема привлечения людей стандартно сектантская: люди привлекаются вниманием, силой и помощью», – добавил Легойда. Он также указал на то, что распространение неоязычества стало одной из причин недавнего создания Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта.
Общеизвестное с седой древности и универсальное «лекарство» от действительных бед – поиски – и, как правило, нахождение внутреннего либо внешнего врага. Либо, что еще более действенно – агентов влияния, пресловутую «пятую колонну». В отчаянной ситуации актуальной российской действительности, когда «верхи» в очередной раз «не могут», а «низы не хотят» ускрепляться наскоро склепанными «скрепами», палочкой-выручалочкой для РПЦ, далекой от народа и находящейся в глубоком системном кризисе, могут стать и «налицо ужасные» для некоторых, но, в сущности безобидные родноверы.
Так, на встрече с руководителями епархиальных информационных подразделений и отделов по взаимоотношению Церкви и общества, состоявшейся 27 января в храме Христа Спасителя, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда выразил озабоченность ростом популярности неоязычества в России. По его словам, это "напрямую вызов Церкви". "Мы наблюдаем сегодня рост неоязыческих настроений среди молодежи, в первую очередь, конечно, в кругах спортсменов и в кругах, что вдвойне неприятно, людей, носящих оружие, то есть это спецподразделения и так далее", - заявил в среду в на
"Наш первичный анализ показывает, что схема привлечения людей (в неоязыческие организации - "ИФ") стандартно сектантская: люди привлекаются вниманием, силой и помощью", - заявил В.Легойда. Как отметил он, язычество - "это псевдореконструкция", оно демонстрирует свою неисторичность, но это "совершенно не волнует юных адептов неоязычества". "То послание, которое Церковь должна сегодня обратить к молодежи, прежде всего, может быть, к мужчинам в возрасте до 20 лет, еще не сформулировано даже. Это наша с вами задача на ближайшее время. И здесь тема противодействия язычеству очень важная. Мне кажется, эта проблема будет только обостряться. Я очень просил бы ее не недооценивать", - заявил представитель Церкви.
Он также указал на то, что распространение неоязычества стало одной из причин недавнего создания Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта.
Видимо, церковь действительно чувствует угрозу для своего влияния от неоязычников – Легойда во многом пересказал слова своего предшественника о. Всеволода Чаплина на заседании на заседании Синода три месяца назад. Чаплин подчеркнул тогда необходимость профилактической работы «с целью опровержения неоязыческих заблуждений. … прежде всего, с молодежью, сообществами спортсменов и спортивных болельщиков, участниками военно-патриотических клубов, сотрудниками правоохранительных органов и лицами, находящимися в местах лишения свободы». А по итогам его доклада Синод постановил: «1. Считать обоснованной озабоченность усилившимся распространением неоязычества в странах канонической ответственности Московского Патриархата, в том числе в культурной и информационной сфере. 2. Подчеркнуть необходимость более активной работы на общецерковном уровне».
Популярность неоязычества в армии подтверждают и слова священника Дмитрия Смирнова на совещании по безопасности в системе образования. Слова передает волхв и руководитель религиозной языческой группы Содружество Природной Веры "Славия" Любомира. «Он говорил о том, что когда полковые попы проводят в частях молитвенные службы, то особенно в элитных подразделениях армии, спецназа обнаруживается все большая часть отказников по мотивам родноверия. И, говорит, их становится все больше, это представляет угрозу армии. Полагаю, что подобные выступления и попытки откровенно натравить христиан и язычников в армии друг на друга - вот главная опасность».
Глава Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ – одно из крупнейших языческих объединений России) волхв Белояр также подтвердил, что в их (калужской) общине есть как бывалые, так и ныне служащие в армии и силовых структурах родноверы, и «это не единичные случаи». На его взгляд, «язычество достаточно широко распространено («среди участников военно-патриотических клубов и спортивных болельщиков»). Многие патриотически настроенные люди тянутся к своим родным корням, к своим истокам. Ко многим приходит понимание, что патриотизм, национальное самосознание и родная вера – имеют много общего и гармонично дополняют друг друга».
Неудивительно и то, что, по сообщению Белояра, {Популярно ли неоязычество среди заключенных ФСИН? Используется ли оно для консолидации националистически настроенных групп заключенных?} «среди заключённых встречается достаточно много язычников. Мы, ССО СРВ, на протяжении всей своей деятельности всегда поддерживали и продолжаем поддерживать наших соратников, находящихся в местах лишения свободы. Направляем литературу, общаемся доступными способами, помогаем в организации мероприятий на местах. Например, не так давно участники объединения «Славянский щит», входящего в состав московской общины ССО СРВ «Светоярие», Межрегиональная Общественная организация по поддержке и развитию Славянской культуры Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры» и периодическое печатное издание «Родноверие» подготовили и провели мероприятие по сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди осуждённых федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области». Мероприятие было осуществлено при поддержке Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ, Министерства по делам молодёжи и спорта Архангельской области, Архангельской городского комитета КПРФ, Федерации бокса Архангельска. Многие проявили себя очень достойно в этих состязаниях. Мы - славяне и должны поддерживать друг друга (особенно в трудные моменты жизни). Наш Союз готов оказывать разностороннюю поддержку и помощь в проведении мероприятий, способствующих усилению сплочённости в славянских объединениях, развитию человеческого потенциала, а также укреплению физического здоровья славян».
Волхв же рязанской общины «Троесвет» Богумил (Донат Гасанов) так заявил автору статьи: «Могу пообещать одно – если окажусь за решеткой, там вскоре появятся убежденные родноверы и дальше их число будет только расти. Я приложу к этому все свои усилия». Неудивительно, что подобная популяризация неоязычества именно в патриотическом ключе среди этих слоев и профессиональных групп российского общества все более беспокоит Церковь.
Так, на недавно прошедшем в Северном государственном медицинском университете. круглом столе «Профилактика религиозного экстремизма как фактор национальной безопасности» «известный эксперт священник Георгий Максимов» поведал, что, оказывается, неоязычники – русофобы и сепаратисты, «грезящие о развале России».
Вообщем-то справедливо отметив, что «Первые неоязыческие группы возникли в 1950-х годах в Великобритании», отец Георгий «легким мановеньем длани» отдал право паганского первородства украинским эмигрантам: «первое славянское неоязыческое движение возникло в США, оно было ориентировано на мигрантов украинского происхождения, затем проникло на Украину». Нет никакой необходимости отрицать очевидное – условия свободного Запада по сравнению с тоталитарным СССР действительно, были благоприятны для возникновения в Европе и США первых про- и около- языческих групп. Как действительно и то, что после падения «железного занавеса» славяне и Восточная Европа незамедлительно взяли реванш. Да, «у них» есть рунология, Викка и Асатру (букв. «Вера Асов») - государственная религия в Исландии. Есть их колоритные, хотя и немногочисленные последователи в России – викканцы и одинисты. Зато “у нас” – «Славяно-Арийские веды» (сами по себе – “достойный памятник” эпохи) и легендарно-пресловутая «Велесова книга». И руны, исконно славянские, тоже есть – их реконструкция (на основе исторических памятников) была предложена еще в конце 90-х Антоном Платовым, известным исследователем и популяризатором западноевропейской мифологии и «языческих» традиций.
Антирусские настроения в неоязычестве «известный эксперт» разглядел, обобщив экстраполировав на всех неоязычников частный случай фэнтезийного мифотворчества в лучших традициях Нью Эйдж «староверов-инглингов», почитающих в качестве Священного Писания вышепомянутые «Славяно-Арийские Веды» (некоторые части которых уже попали в список экстремистской литературы). ««Подавляющее большинство русских неоязычников сегодня не считают себя русскими. Они начинают называть себя харийцами, дарийцами, святорусами, росенами, славяноариями, русичами, или просто славянами. Некоторые говорят, что они возрождают исчезнувшие ассимилированные древние племена — это все разотождествление русских людей со своим народом». Отец Георгий не счел нужным упомянуть – или, может быть, не знал?!!!, что «славяноарии» и «святорусы» априори «нерукопожатны» как раз таки для «подавляющего большинства» родноверов. Их учение, идеология и организации признаны антиязыческими и деструктивными для Родной Веры в официальных заявлениях крупнейших языческих организаций и союзов страны. Пожалуй, именно эту – и ему подобную – идеологию только и можно рассматривать в качестве «прозападной и сепаратистской»., равно как и поминаемый миссионером прецедент. «В 2010 году организация "Русь родославная или союз Руси родов славных" была привлечена к уголовной ответственности за экстремизм. Это неоязыческое движение провозглашало освобождение от диктата Москвы и создание полноценной Сибирской державы». Прецедент, кстати, отражает популярные и распространенные за Уралом настроения, свойственные далеко не только пресловутым «паганцам».
Процитированный уже волхв Любомир так прокомментировал подобные «розыски врагов» носителями «православных скреп»: «Чтобы понять, кто в нашей стране является агентами иностранного влияния, достаточно было бы сравнить, сколько среди российских олигархов и высших чиновников, имеющих активы и счета зарубежом, иностранные ценные бумаги, представителей тех или конфессий, и сколько таких представителей среди коррупционеров и криминального мира. Полагаю, что ни Дворкин, ни Максимов не найдут там ни одного русского язычника. И если уж они считают себя экспертами-исследователями, то им следовало бы провести подобный сравнительный анализ и рассказать сперва людям из каких средств и на что тратится бюджет такой международной религиозной организации как РПЦ». Максимов неумело – очевидно, по «решению партии» выполняя заказ, попытался ко всему привязать «псевдопатриотизм» язычников еще и к украинскому конфликту: «В известном перевороте и печальных последствиях его неоязыческие организации принимали активнейшее участие. Целый карательный батальон "Азов" был набран из местных неоязычников, использовал их символику, они этого не скрывали». Но, конечно же, «забыл» рассказать о других фактах, не вписывающихся в его легенду: «Ложь и клевета нередко принимают форму умолчания. Георгий Максимов, например, умалчивает о том, что на стороне восставших Донбасса и Луганска воюет языческий батальон. Умалчивает он и о том, что на стороне тех, кто воюет против восставших Донбасса и Луганска – множество православных христиан. «Русские язычники сегодня, в принципе, столько политически неоднородны, как и православные. И среди тех, и среди других всегда можно найти ультранационалистов, можно найти и сторонников Гитлера и Бандеры». А в ответ на совсем уж идиотские обвинения «эксперта» в сепаратизме волхв обратился непосредственно к учению самой Церкви: «Но вот что точно можно сказать, в христианском вероучении нет такой ценности как Родина, а государство представляет ценность лишь до тех пор, пока кесарь работает в союзе с церковью. Если же кесарь (государство) отступает о веры и тем более выступает против церкви, то церковь желает уничтожения такого государства» И в качестве аргумента привел случай из недавней истории: «Не случайно, что один из лидеров Союза православных граждан в свое время сказал: «Ну и что, что СССР развалили. Зато православие победило!» В то время как «для русских язычников Родина и свой народ, этническая культура - базовые ценности, а государство представляет ценность постольку, поскольку создает справедливые и достойные условия для жизни народа, организует защиту народа и Родной Земли. Если же государство создает несправделивые условия жизни, которые унижают народ, ведут к уничтожению его корней и культуры, ведут к невозможности самовоспроизводства народа и земли, подчиняют страну иностранному капиталу, то устройство и правители такого неправедного государства, с точки зрения русских язычников, подлежат безусловной замене» Убогое и безграмотное, если не сказать – откровенно лживое выступление «православного эксперта» Максимова заставляет лишь с унынием вспомнить о таких образованных, порядочных и смелых православных миссионерах, как, например, покойный о. Даниил Сысоев. Последний, помимо достойной богословской и философской квалификации, и общего культурного уровня противостоял своему противнику, что называется, с открытым забралом – принимая участие в публичном мировоззренческом диспуте, причем на «территории оппонента», вместо подобных докладов «для галочки» на «чиновничьих» посиделках «своих со своими». Можно с уверенностью сказать, что государственно-церковные «скрепы духовные», искусственно насаждаемые «сверху», не встречают душевного отклика у большинства россиян, буде хоть «русскими и православными», но, увы, лишь формально-номинально – «по праздникам». Похоже, Любомир недалек от истины - РПЦ действительно «проигрывает духовно-идейную борьбу с язычеством», а проигрывая ее, «она хотела бы спровоцировать государство на использование репрессивного аппарата против своего духовно-идейного противника».
«РПЦ и сегодня хотела бы, чтобы государственная власть, вопреки Конституции, проводила политику запрета всего, что РПЦ относит к проявлению язычества. Создание образа врага из язычества служит этой цели. Страх язычества и запугивание язычества являются одной из форм ксенофобии, которая не раз в истории многих народов и стран провоцировала религиозные войны и геноцид против язычников, служила обоснованием для дискриминации язычников. И попустительство этому страху со стороны государственных органов, финансирование ими конференций, направленных на разжигание этого страха, - одна из угроз национальной безопасности и форма вымогательства церковью денег под ложные цели».
Источник: Независимая газета (в сокращении)