Игорь КАНТЕРОВ
Продолжение - ч.1, ч 2, ч.3, ч.4, ч.5, ч.6, ч. 7, ч.8, ч.9, ч.10, ч.11, ч.12, ч.13
На основании изучения жизненных историй шаманов, прорицателей, пророков и последователей новых религиозных движений, канадские исследователи НРД Ирвинг Хексэм и Карла Поув делают заключение о существенном сходстве "структур их личностей". Причем это сходство безотносительно к территории проживания этих духовно "ищущих" или религиозно практикующих - Африке, Японии, Китае, Сибири, Америке или где-нибудь еще. Равным образом, утверждают они, такая структура личностей не зависит и от эпохи проживания носителей данной структуры. Подобная структура сохраняется, несмотря на культурные различия, диалекты. И. Хексэм и К. Поув признают, что их выводы во многом противоречат преобладающим в современной социологии религии представлениям о новых религиозных движениях и их последователях.151 Канадские исследователи обратили внимание на такое обстоятельство: преобладающая часть последователей НРД с нескрываемой враждебностью относится к изъявляющим желание исследовать психологическое состояние новообращенных и ветеранов. Подобная враждебность обычно вызвана нацеленностью аналитиков на выявление исключительно "биохимического и психологического макияжа" исследуемых, в то время как члены новых религиозных движений предпочитают причислять себя к особому духовному миру.
Рядовые члены НРД, поясняют канадские ученые, чаще всего приобретают духовную практику в некоторых группах, а затем стремятся усвоить ее и руководствоваться ею. Лидеры Церкви Объединения, например, придают большое значение духовной практике - и не cтолько из-за боязни остаться аутсайдерами, сколько из-за опасения, что неконтролируемая духовная практика может отвлекать членов Церкви Объединения от исполнения их первоочередных задач. В подтверждение этого тезиса Хексэм и Поув приводят высказывание одного из лидеров Церкви Объединения – Патриции Зулковски. По ее утверждению, активная духовная практика нередко приносит вред, так как отвлекает личность от выполнения ее миссии. В русле установки руководства Церкви Объединения на усиление активности организации в социальной сфере П. Зуловски заявляет: "Восстановление людей в физическом мире является намного более важным, чем восстановление психического мира, люди в их духовном мире тоже будут восстановлены".152 В теологии Церкви Объединения, под "восстановлением" понимается грандиозное по своему замыслу и масштабу возвращение мира к состоянию, соответствующему замыслу Творца153
В ходе беседы с Зулковски социолог религии Томас Макговен рассказал о том, что из 74 проинтервьюированных им мунитов 73% занимаются духовной практикой. Многие из них описывали свои воображаемые мечты. Опросы 15 мунитов в г. Торонто, проводимые Хексэм и Поув, рисуют иную картину: только один проинтервьюированный сообщил о занятиях духовной практикой, некоторые отвечали на поставленный вопрос отрицательно. Двое сказали о том, что они покидали Церковь Объединения на год или на два, так как они "духовно перегорали" или " срывались". Один обращался за психологической помощью вне Церкви Объединения, и затем, когда почувствовал себя "крепче", вновь присоединился к организации.154
Как считают канадские исследователи, многие рядовые муниты не склонны соглашаться с лидерами. В то же время последние становятся участниками своего рода состязания за диссимиляцию интеллектуальной составляющей учений и практики Церкви Объединения. Они ссылаются на галлюцинации, слышание голосов как на мистицизм учения организации. Однако это вынуждает "перегоревшую молодежь" покидать группу, полагая, что здесь их психологические проблемы остаются незамеченными. Отсутствие готовности у руководителей Церкви Объединения серьезно задуматься обо всем этим и благосклонно обсудить существующие точки зрения совершенно очевидно являются причинами явных расхождений между высказываниями рядовых членов и лидеров. И когда, например, одни члены группы мунитов из Торонто сообщают о том, что они имеют видения, другие члены этой же группы "тут же подсказывают необходимость ухода от интеллектуализма и возвращения к повседневному практическому выражению любви"154 Оно может быть истолковано почти как тоска по харизматическому возрождению и в этом смысле даже как харизматическое религиозное движение. И не стоит удивляться, когда однажды некоторые молодые новообращенные Церкви Объединения отколются от интеллектуализма к спиритуализму. К счастью для этого движения, пишут Хексэм и Поув, молодые члены так заняты в постоянно действующих семинарах, что у них остается мало времени серьезно подумать о самих себе. C нескрываемой досадой они обращают внимание и на такое весьма примечательное обстоятельство: "… во имя соблюдения толерантности большинство исследователей вежливо воздерживаются от психологического состояния членов молодежных сект" 155
В новых религиозных группах практикуется самый различный и довольно обширный набор позитивных предписаний и запретов, ритуалов, социально- нравственных ориентаций и даже детально разработанных и социально- политических доктрин. Некоторые разновидности НРД заявляют о стремлении соединить духовный опыт своих последователей с достижениями науки, выдвигая всевозможные проекты решения такой задачи. Сюда же можно отнести и использование рядом неорелигиозных образований в своих вероучительных концепциях и методиках плоды разных научных дисциплин. Другие подчеркнуто дистанцируются от рационального познания, считая его неспособным постичь тайны материального и прежде всего духовного мира, а заодно возлагая на гордыню разума ответственность за прошлые, нынешние и грядущие беды человечества.
Отдельные разновидности НРД утверждают, что истина постигается исключительно посредством откровения. Многочисленные группы Нью Эйдж отвергают связь истины с рациональными идеями и мыслями, настаивая на том, что она может быть добыта с помощью медитации или молчания.
Для зарождения (возникновения), выживания и последующего существования возникшего религиозного образования необходимы соответствующие условия. Они стали объектом комплексного изучения зарубежных исследователей, подкрепляемых не только личными наблюдениями ученых разного профиля, но и анализом первых шагов религиозных групп, впоследствии ставших мировыми религиями. Свои суждения о начальных этапах деятельности современных неорелигиозных образований исследователи НРД подкрепляли результатами социологических исследований, проводимых среди последователей различных разновидностей новых религиозных групп.
Вступлению в новые религиозные движения, как правило, предшествует интенсивный духовный поиск. Его существенным компонентом является разочарование в своих прежних взглядах. Вступая в контакт с миссионером или после знакомства с литературой находящийся в духовном поиске начинает проявлять интерес к истории и вероучению конкретного религиозного новообразования. Этот период обычно проходит незаметно для родственников и друзей. Он становится "видимым" только когда потенциальный новообращенный извещает конкретную группу о желании вступить в нее.
Нетрадиционные религии, не имеющие корней в национальных и культурных традициях, вынуждены использовать разнообразные способы рекрутирования последователей. Большинство из этих способов чуждые или неизвестные миссионерской практике традиционных верований. К ним относятся: беседы на улицах и в других местах массового скопления людей, посещение и беседы на дому.
На человека, находящегося в состоянии духовного поиска, производят сильное впечатление бьющая ключом радость и восторженный тон, с которыми миссионеры рассказывают о своей приобретенной вере. Сопоставление подобного миссионерского рвения с мирными и спокойными проявлениями веры у последователей традиционных религий нередко приводят к убеждению в том, что присоединившиеся к новым религиозным движениям лучше знают, каков должен быть мир, стараются воплотить в жизнь увлекшую их мечту.
Интенсивность и широта миссионерской активности задаются исходной мировоззренческой установкой любого нового религиозного движения – провозглашением данного движения единственным носителем и выразителем божественной истины. Приобщение людей к этой истине является обязанностью каждого новообращенного. В некоторых религиозных новообразованиях такая обязанность фиксируется в уставах и иных документах.
В рекламных буклетах новых религиозных движений можно встретить не только обещание приобщить к истинной вере, помочь обрести вечное спасение, но и достичь успехов в карьере, улучшить здоровье. В материалах, издаваемых в России японской религиозной организацией "АУМ Синрике" рассказывалось о том, как после усвоения учения Секо Асахары один школьник стал преуспевать в учебе и сумел поступить в престижный университет, другой молодой последователь этой организации стал регулярно выигрывать крупные суммы в лотерею.
Практически в каждой разновидности новых религиозных движений (более или менее оформленной) существуют образовательные и воспитательные программы. Их цель – формирование сильной эмоциональной привязанности "новичка" к группе или общине, обучение новообращенных вероучению и обрядовой практике. Чтобы заслужить доверие "новичок" на раннем этапе должен тратить все свое свободное время на выполнение различных поручений и предписаний группы и ее лидера. Особо отличившихся переводят в более высокую степень посвящения, продвигают по иерархической лестнице. В некоторых активно действующих религиозных новообразованиях практикуется совместное проживание членов. В таких коммунах устанавливается жесткий распорядок дня: ранний подъем, непродолжительный сон, интенсивное изучение вероучительных книг и наставлений лидера, участие в миссионерских мероприятиях, сборе пожертвований и т.д. Проживающие в коммуне именуются "полными членами" – работающими в объединении на профессиональной или полупрофессиональной основе. Из них формируется актив движения, в том числе сотрудники центральных офисов и региональных филиалов.
Последователи некоторых новых религиозных движений называют друг друга братьями и сестрами, а лидеров – отцом или матерью. Атмосфера богослужений и духовной практики привлекает новичка раскованностью, возможностью непосредственного выражения своих чувств и переживаний. Все, что происходило до вступления в общину кажется жалким, ничтожным, греховным, а после – наполненным высоким смыслом, счастьем. Ослабление тонуса религиозного рвения и ощущения своей принадлежности к постигшим "истину" обычно ведет к сомнению в правильности "выбора религии" и, в конечном счете, к разрыву с общиной. Для недопущения подобного исхода вводятся в действие процедуры и механизмы "удержания" обращенных под организационным и духовным контролем общины. Их роль выполняют семинары, беседы, различные формы наказаний и поощрений.
Интегрирование индивида в вероучение и жизненный стиль конкретного нового религиозного движения сопровождается усвоением специального языка, принятого в движении и непонятного непосвященному. Можно составить своего рода словник, включающий сотни терминов – особый жаргон последователей того или иного религиозного новообразования. Именно поэтому при общении с последователями таких групп, как "Белое Братство", "АУМ Синрике", "Церковь последнего завета" может сложиться впечатление, что они твердят какой-то бессмысленный вздор. На этой почве возникают серьезные конфликты вступивших в новые религиозные движения с родителями. Родители зачастую истолковывают непонятный им язык как признак того, что их дети подверглись "промыванию мозгов", превратились в роботов.
Не менее болезненные ситуации возникают при пространственной (географической) изоляции обратившихся в новые религиозные движения от семьи, друзей, работы, прежнего мета жительства. В 1960-1970-е годы в США тысячи отпрысков вполне благополучных и состоятельных семей оставили родительский дом, отправляясь в Непал и Индию, надеясь найти там гуру или наставника.
В отличие от традиционных религий приобщение к новым религиозным движениям происходит не постепенно, эволюционно, а внезапно, сопровождаясь резким изменением взглядов, поведения, отношения к родителям. По утверждению неофитов, после обращения в "новую веру" они видят, думают и слышат по-новому. Внезапное обращение представляется единственным способом, позволяющим вступить в религиозное и нравственное пространство.
Внезапность, с помощью которой люди становятся приверженцами новых религиозных движений, побуждает многих усомниться в истинности их религиозных переживаний и предположить, что резкое обращение возможно лишь в результате воздействия на сознание подопечных. Подобные предположения обычно подкрепляются утверждениями о подчинении новообращенных жесткому и изнурительному распорядку внутри группы, в которой почти не остается личного времени. Проводимое зарубежными исследователями углубленное изучение процесса обращения в НРД и его последствий для личности выявили гораздо более значительную роль рационального фактора в этом процессе, чем ожидалось. Выяснилось, например, что обращаемые проявляли озабоченность своим положением вне религиозной группы, взвешивали преимущества и негативы своего вступления в НРД. "В некоторых случаях они даже начинали планировать свою послекультовую жизнь, несмотря на то, что они были еще активно вовлечены в жизнь организации и даже являлись лидерами".156 Стало ясно и то, что в процессе обращения личности приходиться менять или обретать вновь гораздо больше социальных ролей, чем просто изменение своих прежних взглядов и образа жизни. Перед вступлением в группу обращенный знакомится с процедурой присоединения к ней и особенностями членства в такой группе. Иными словами, разумеется, с неодинаковой интенсивностью и продолжительностью происходит процесс усвоения "роли обращаемого". Таким образом, фундаментальные труды многих весьма авторитетных исследователей показали, что обращение в НРД является скорее активным, чем пассивным процессом. И, что весьма существенно, эти выводы подтверждались внушительным эмпирическим материалом и осмысливались при помощи методологии и процедур, принятых в научном познании.
В этой связи необходимо еще раз отметить, что именно этим подход исследователей, придерживающихся парадигм научного понимания объекта изучения, к осмыслению процедуры обращения в НРД, отличается от трактовок представителями процесса вовлечения в ряды последователей неорелигиий. И не только их одних. Упрощенские объяснения обращения в НРД можно встретить в религиоведческой литературе, в том числе и учебных пособиях по основам религиоведения. Такие трактовки a priori постулируют утверждения об иррациональной природе процесса обращения, происходящего помимо воли человека, под влиянием обмана, использования гипноза, применения психотропных средств, изнурительной диеты, резкого ограничения продолжительности сна и т. д. Исходные посылы, лежащие в основе таких трактовок, обнаруживают свою непродуктивность в изучении многообразия приемов и способом обращения, применяемых различными типами НРД на разных этапах своего существования и под влиянием многообразных факторов и обстоятельств. Абсолютизация раз и навсегда сформулированных "правил вербовки" в НРД, утверждение о действии этих правил во всех странах и континентах многократно и наглядно опровергались множеством фактов из жизни новых религиозных движений. Ставшие штампами, непременными "зарисовками" способов обращения ("вербовки"), если и практиковались на ранних этапах деятельности некоторых организаций, то в наши дни они уже не характерны для большинства неорелигий. Например, уже почти десятилетие «Белое Братство» отказалось от ограничений в еде и продолжительности сна, объяснив эту практику, навязанной Юрием Кривоноговым, являвшимся скрытым кришнаитом и заимствовавшим такие ограничения из кришнаизма. И столько же времени основательница «Белого Братства» и последователи ее учения не носят белые одеяния. Тем менее, до сих как во многих публикациях по-прежнему рассказывается о том, как с помощью скудной еды c предельно низким содержанием белка, 3-4-х часовым сном, людей подчиняют влиянию основателя (лидера) НРД, а затем превращают в "зомби". На телеэкране Мария Дэви Христос и ее приверженцы постоянно появляются в прежних одеяниях, а некоторые приглашенные эксперты "обнаруживают" в цвете и покрое этих одеяний один из приемов вербовки новичков. Данное замечание может быть истолковано как апология новых религиозных движений со стороны тех, склонен даже заносить в список сектозащитников всякого, не соглашающегося с концепцией о раз и навсегда данных способах пополнения новыми религиозными движениям рядов своих сторонников. Допуская возможность появления таких обвинений, автор отмечает свою приверженность принципам, принятым в научной методологии. Они обязывают рассматривать объект исследования в динамике, непременно выявлять этапы его возникновения, становления, влияния на эти этапы самых различных факторов.
Продолжение следует …
151.Божественный Принцип. М., 1998., C. 207- 345.
152.Hexham Irving and Poewe Karla. New religions as Global Cultures. P. 134.
153.Там же.
154.Dawson Lorn. L. Copmprehending cults. The sociology of new religious movements. Oxford University press. Canada. 1988. P.126.
155.Мчедлов М., Гаврилов Ю., Шевченко А. Кому они доверяют.// НГ.- Религии. 10.10.2002.
156.Организованы проводить наше служение. Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania. С. 77.