СВИДЕТЕЛЬСТВО

Печать

 

 

Сергей ИВАНЕНКО

 

nemesida1«Суд дело Божие»

 

В 2019 и 2020 годах я принимал участие в шести судебных процессах над Свидетелями Иеговы: в городах Томске, Саратове, Полярный (Мурманская область), Вилючинске (Камчатский край), Партизанске (Приморский край) и Новосибирске. Меня приглашали адвокаты или сами подсудимые в качестве специалиста религиоведа. Иными словами, я участвовал в судебных заседаниях на стороне защиты.

У меня накопились впечатления о поведении участников процессов, возникли соображения о значении этих событий и их возможных последствиях, которыми хочу поделиться с читателями.

 

 

(Бытие 18 глава, стих 19)

В Синодальном переводе Библии слово «суд» встречается 186 раз. Библия рассматривает суд в качестве важнейшего средства поддержания общественного порядка и справедливого улаживания конфликтов. О том, что «суд – дело Божие», говорит пророк Моисей, который призывает судить справедливо, не боясь «лица человеческого, ибо суд – дело Божие» (Второзаконие, глава 1, стих 17).

 

Если где-то упоминаются Свидетели Иеговы, обычно в средстве массовой информации обязательно указывают: «Свидетели Иеговы запрещены в Российской Федерации как экстремисткая организация».

Так ли это на самом деле? Указывает ли религиоведческий анализ текста решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года на наличие запрета вероучений, культовой практики и религиозной конфессии Свидетелей Иеговы?

Внимательное ознакомление с текстом судебного решения свидетельствует, что Верховный Суд Российской Федерации ликвидировал религиозную организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входившие в его структуру 395 местных религиозных организаций, то есть религиозных объединений, зарегистрированных в качестве юридических лиц в порядке, установленном государством.

Верховный Суд Российской Федерации не рассматривал и не оценивал вероучение Свидетелей Иеговы, не запрещал конфессию Свидетелей Иеговы в целом, а также не устанавливал никаких запретов на культовую практику (проведение богослужений, исполнение духовных песен, индивидуальное и совместное чтение священных текстов, проповедь и др.) этой конфессии и деятельность ее канонических структур, включая какие-либо религиозные объединения, не регистрировавшиеся в форме юридического лица, но существовавшие на момент вынесения судебного решения.

Как отмечается в решении Верховного Суда Российской Федерации, под руководством «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» были организованы более 2500 религиозных групп (собраний) Свидетелей Иеговы (с. 24). Религиозные группы осуществляют деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозные группы Свидетелей Иеговы не были запрещены решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года.

Решение о ликвидации незарегистрированных объединений Свидетелей Иеговы, как следует из резолютивной части этого судебного акта, Верховным Судом Российской Федерации не выносилось. Требования об отказе для верующих Свидетелей Иеговы от индивидуального и совместного исповедания веры, в том числе путем встреч для обсуждения вероучения, решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года не содержит.

 

Правоохранительные органы по-своему трактуют юридические нормы, связанные с деятельностью Свидетелей Иеговы. По моим наблюдениям, это происходит в соответствии с заветами великого баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769–1844). Как сказано в басне «Волк и Ягнёнок», ягнёнок виноват уж тем, что волк проголодался. Но волк пытается доказать, что ягнёнок действительно виноват перед ним, чтобы дать этому делу «законный вид и толк».

Любая проповедь вероучения или совместное исповедание веры без всяких к тому оснований расценивается следствием в качестве продолжения деятельности Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России или какой-либо местной религиозной организации Свидетелей Иеговы, запрещённой Верховным Судом Российской Федерации 20 марта 2017 года.

Реальных оснований для этого нет прежде всего потому, что зарегистрированные в качестве юридических лиц местные религиозные организации Свидетелей Иеговы состояли из десяти учредителей и занимались хозяйственными и юридическими вопросами. В настоящее время, после запрета Верховным Судом, они прекратили своё существование и ни один Свидетель Иеговы в здравом уме не будет стремиться возобновить их деятельность.

А религиозные группы Свидетелей Иеговы, у которых нет статуса юридических лиц, осуществляли и продолжают осуществлять собственно религиозную деятельность.

 

Как правило, каждый судебный процесс над Свидетелями Иеговы включает религиоведческую экспертизу. Эксперт религиовед привлекается следствием или судом из числа преподавателей вузов, или профессиональных борцов с сектами либо православных священнослужителей. Важна не профессиональная квалификация эксперта, а его готовность подтвердить версию обвинения, что подсудимый не просто молился, читал и обсуждал Библию, изучал публикации на библейские темы, пел религиозные песни, а занимался экстремисткой деятельностью, пытаясь возродить запрещённые Верховным Судом Российской Федерации местные организации Свидетелей Иеговы.

Специалист религиовед призван опровергнуть выводы эксперта религиоведа, доказать, что никакой экстремистской деятельностью Свидетели Иеговы не занимались. Это и просто, так как в действительности подсудимые не нарушали закон. И чрезвычайно сложно, поскольку суд не склонен прислушиваться к доводам защиты.

 

Немезида в древнегреческой мифологии – это крылатая богиня возмездия, её имя так и переводится – «возмездие». Одна из достопримечательностей Томска – здание областного суда, главным украшением которого стала статуя Немезиды с мечом в одной руке и весами – в другой. Как гласит одна из городских легенд, Немезида была шуткой архитектора Константина Лыгина (1854–1932), по проекту которого в 1904 году было построено здание Томского окружного суда. В отличие от богини правосудия Фемиды, которую принято изображать с повязкой на глазах как символом беспристрастия, у Немезиды глаза широко открыты, беспристрастие не относится к числу её добродетелей.

В Томске я был допрошен в качестве специалиста в области религиоведения в районном суде 16 августа 2019 года по делу Сергея Климова, которого обвиняли в организации экстремисткого сообщества. Под экстремистким сообществом подразумевалась одна из 395 ликвидированных Верховным Судом Российской Федерации 20 апреля 2017 года местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы, называвшаяся «Свидетели Иеговы — Северная, Томск».

Моя задача заключалась в том, чтобы рассказать об особенностях вероучения, культа и социальной практики Свидетелей Иеговы, и, пожалуй, главное, максимально ясно разъяснить суду, что исповедание веры Свидетелей Иеговы не требует участия верующего, в данном случае, Сергея Климова, в деятельности какой-либо организации, имеющей правоспособность юридического лица. Как свидетельствуют материалы уголовного дела, с которыми меня ознакомил адвокат, Сергею Климову не было никакой необходимости возрождать ликвидированную Верховным Судом Российской Федерации 20 апреля 2017 года местную религиозную организацию «Свидетели Иеговы — Северная, Томск». И он этим не занимался.

Исповедание религии в данной конфессии совместно с другими верующими предполагает участие в христианских собраниях религиозной группы, которая действует без официальной регистрации и не имеет юридического лица. Сергей Климов участвовал в деятельности религиозной группы Свидетелей Иеговы, однако это не было запрещено Верховным Судом Российской Федерации 20 апреля 2017 года.

Наиболее значимой «уликой» против подсудимого стали показания «тайного свидетеля», который, по его утверждению, на протяжении пяти лет посещал встречи Свидетелей Иеговы и считает, что именно Сергей Климов является лидером местных верующих.

Отмечу, что «тайные свидетели» активно используются против привлекаемых к уголовной ответственности Свидетелей Иеговы, причём некоторые из них были внедрены в среду Свидетелей Иеговы более двадцати лет назад.

Использование «тайных свидетелей» на процессах над Свидетелями Иеговы не соответствует нормам закона. Федеральный закон от 20 августа 2004 года №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» устанавливает, что государственная защита свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства предполагает осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества (статья 1). Основанием для «засекречивания» является заявление свидетеля, в котором он указывает, что опасается за жизнь, здоровье и имущество, поэтому просит сохранить в тайне его анкетные данные.

Между тем прекрасно известно, что Свидетели Иеговы не прибегают к насилию, поэтому не существует никакой угрозы жизни, здоровью, имуществу для их идейных противников, критиков, а также свидетелей обвинения в рамках судебных процессов.

Одно из ярких впечатлений от судебного процесса в Октябрьском районном суде г. Томска – негативное отношение судьи Дмитрия Николаевича Борисова к подсудимому и адвокату Артуру Леонтьеву.

Судья Дмитрий Борисов отправил Сергея Климова в следственный изолятор (СИЗО) 5 июня 2018 года, как только в отношении него было возбуждено уголовное дело. Сроки содержания под стражей систематически продлевались судьей, Сергей Климов находился под стражей до суда и в течение всего процесса.

Находясь в зале суда, Сергей Климов сидел в металлической клетке. Судья отказал в ходатайстве защиты о том, чтобы подсудимый во время судебных заседаний находился вне клетки, вместе со своим адвокатом. Не удовлетворял Дмитрий Борисов и практически все другие ходатайства адвоката.

В частности, судья отказался приобщить к делу моё исследование религиоведа. Это был единственный случай за всё время моего участия в судебных процессах над Свидетелями Иеговы – во всех остальных пяти судах мои исследования религиоведа были приобщены к делу.

Вероятно, отказываясь приобщить к делу исследование религиоведа, приглашённого адвокатом, судья Дмитрий Борисов стремился продемонстрировать, что никакие доводы защиты судом во внимание приниматься не будут.

Приговор подтвердил это предположение. 5 ноября 2019 года судья Октябрьского районного суда Томска Дмитрий Борисов огласил приговор: 6 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Кроме того, приговор предусматривал, что после отбывания тюремного срока Сергею Климову назначены дополнительные ограничения: запрет заниматься образовательной деятельностью во всех типах образовательных учреждений и размещать материалы в Интернете и других сетях в течение 5 лет, а также один год ограничения свободы (запрет посещать культурно-зрелищные мероприятия, включая фестивали, религиозные праздники, гуляния, запрет на выезд за пределы Томска и на изменение места жительства без согласия надзорных органов).

20 февраля 2020 года коллегия судей Томского областного суда оставила приговор Сергею Климову без изменения. Приговор вступил в силу. Сергей Климов был этапирован из СИЗО в исправительную колонию № 8 по Астраханской области. В колонии у него значительно ухудшилось состояние здоровья. Несмотря на все испытания, Сергей Климов сохраняет мужество и твёрдую веру в Бога.

 Что касается судьи Дмитрия Борисова, то его усердие было замечено, и он получил повышение. 17 сентября 2020 года квалификационная коллегия судей Томской области дала положительную рекомендацию Дмитрию Борисову на должность заместителя председателя Советского районного суда г. Томска, а затем он стал исполняющим обязанности председателя этого суда.

 

4 сентября 2019 года я был допрошен в Ленинском районном суде г. Саратова по делу Константина Баженова, Алексея Буденчука, Алексея Мирецкого, Феликса Махаммадиева, Романа Гридасова, Геннадия Германа. Мне показалось важным, что подсудимые сидели в зале суда рядом со своими адвокатами, а не в железной клетке, и находились во время процесса не в следственном изоляторе, а у себя дома. Появилась надежда, что им вынесут приговор, не связанный с лишением свободы.

К сожалению, это оказалось не так. Прокурор запросил для подсудимых Баженова, Махаммадиева и Буденчука 7 лет тюремного заключения, для Мирецкого, Гридасова и Германа — по 6 лет. 19 сентября 2019 года судья Ленинского районного суда Саратова Дмитрий Ларин оглашает приговор: приговорить Константина Баженова и Алексея Буденчука к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы, Феликса Махаммадиева — к 3 годам, Романа Гридасова, Геннадия Германа и Алексея Мирецкого — к 2 годам.

Принято считать, что, вынося приговор, судьи далеко не всегда могут следовать закону. В тех случаях, когда дело имеет, по мнению властей, важное значение для борьбы с экстремизмом, обвинительный приговор практически неизбежен. Вместе с тем, если судья выносит приговор, предусматривающий наказание существенно ниже, чем запрашивал прокурор, то это обычно означает, что судья считает обвинение бездоказательным.

Возможно, что именно такой случай произошёл и в Саратове.

По прибытии в оренбургскую колонию пятеро осужденных Свидетелей Иеговы были избиты сотрудниками учреждения, а один из них, Феликс Махаммадиев, из-за полученных травм был госпитализирован.

В мае 2020 года Феликс Махаммадиев и Константин Баженов были лишены российского гражданства.

Саратовские узники совести подали ходатайства о досрочном освобождении. На данный момент одному из них — Константину Баженову — было отказано, несмотря на положительную характеристику из колонии.

Как я убедился и в Томске, общаясь с Сергеем Климовым, и в Саратове, беседуя с подсудимыми, все они убеждены, что преследования за веру, которые предстоит претерпеть христианам, предсказаны в Библии. И если им суждено оказаться в колонии, они продолжат проповедовать библейские истины заключённым.

Настроение всех подсудимых Свидетелей Иеговы характеризуют слова одного из участников судебного процесса в Саратове: «Как обычный человек, гражданин России, я огорчен и обескуражен, потому что не совершал никаких преступлений, ничего не нарушал, но при этом подвергся обыску, уголовному преследованию, суду по тяжкой статье,  — заявил в последнем слове Роман Гридасов 16 октября 2019 года. — Но, как верующий христианин, Свидетель Иеговы, я рад, что удостоился чести пострадать за свою веру, свидетельствовать в суде об имени Бога, о своих убеждениях, таким образом доказать свою преданность единственному истинному Богу».

 

Полярный — небольшой город в Мурманской области, его население составляет 17,5 тысяч человек. Это город со славной историей, в 2008 году Полярному присвоено почётное звание «Город воинской славы». Здесь расположен пункт базирования Северного флота.

Меня пригласил в качестве специалиста религиоведа Свидетель Иеговы Роман Маркин, его судили вместе с Виктором Трофимовым в Полярном районном суде.

Меня удивило в расследовании дела и в ходе судебного процесса два обстоятельства.

Во-первых, во время следствия приехал в Полярный и дал показания, подробно рассказав о своём понимании того, что представляют собой Свидетели Иеговы, ведущий в России борец с сектами Александр Дворкин. Не буду пересказывать его показания, Александр Дворкин не скрывает своего самого негативного отношения к этой конфессии. Однако на судебный процесс Александр Дворкин не явился, хотя суд многократно направлял ему повестки, а прокурор много раз настойчиво звонил и приглашал приехать. Причины мне неизвестны, как говорится, «чужая душа — потёмки».

Во-вторых, в роли эксперта религиоведа на суде выступил один из православных священнослужителей Мурманской митрополии Русской Православной Церкви. Причём этот священник какое-то время жил в США и закончил в Америке католическую семинарию. Его отношение к Свидетелям Иеговы было критическим, но существенно объективнее, чем у Александра Дворкина. Да и информирован этот священнослужитель был гораздо лучше.

Я поинтересовался, по какой причине суд выбрал православного священника в качестве эксперта религиоведа. «А кого же ещё? Кто лучше православного священника знает, что представляет собой та или иная секта?» — услышал я в ответ. Мои пояснения, что обычно суды привлекают в качестве экспертов религиоведов светских людей, прежде всего — преподавателей вузов, вызвали некоторое недоумение, но были приняты к сведению.

2 декабря 2019 года меня допросили в Полярном районном суде в качестве специалиста религиоведа. Моё выступление было направлено на разъяснение суду того факта, что Свидетели Иеговы Роман Маркин и Виктор Трофимов не занимались экстремисткой деятельностью, а совместно исповедовали свою религию.

15 января 2020 года прокурор просит суд приговорить Романа Маркина к 6 годам колонии, а Виктора Трофимова — к 6 годам и 5 месяцам колонии.

В последнем слове верующие просят суд их полностью оправдать. Так, Роман Маркин заявил, что Свидетель Иеговы и экстремист — понятия взаимоисключающие. Он отметил: «Я стараюсь подчиняться законам всегда, а не только когда меня видят люди. Я это делаю, так как прекрасно осознаю, что за мной наблюдает Иегова, и я не хочу его огорчать... Я тоже осознаю, что мой Бог Иегова меня всегда видит, и, в отличие от камер наблюдения, от Иеговы никуда не спрячешься. Но также, в отличие от камер, которые фиксируют лишь действия, Иегова видит и мысли каждого человека, поэтому я стараюсь даже не допускать мысли о беззаконии».

24 января 2020 года судья Полярного районного суда Виктория Логинова оглашает приговор. Роман Маркин и Виктор Трофимов признаны виновными по части 1 статьи 282.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Виктор Трофимов приговорен к штрафу в 350 тысяч рублей, Роман Маркин — в 300 тысяч рублей (суд учёл, что верующие провели по полгода в СИЗО, поэтому снизил назначенный им штраф с 650 тысяч и 600 тысяч рублей до 350 тысяч и 300 тысяч рублей соответственно).

25 мая 2020 года в Мурманском городском суде проходит апелляционное слушание, и судья оставляет приговор Полярного городского суда без изменений.

 

В ряде случаев следствие предъявляло обвинение Свидетелям Иеговыженщинам в том, что они являются организаторами экстремистского сообщества. Здесь нужно пояснить, что статья Уголовного кодекса Российской Федерации 282.2 «Организация деятельности экстремисткой организации» предусматривает значительно более серьёзное наказание для организаторов, и менее жёсткие санкции для рядовых участников экстремистской организации.

В тех случаях, когда я выступал по такого рода делам, я непременно разъяснял суду, что, с точки зрения религиоведения, канонические нормы Свидетелей Иеговы твёрдо устанавливают: женщина не может быть руководителем религиозного собрания Свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы считают для своих религиозных собраний образцом устройство христианских собраний в I веке, только мужчины могут играть в них руководящую роль. И поэтому женщина не должна признаваться судом в качестве «организатора деятельности экстремисткой организации», если речь идёт о Свидетелях Иеговы.

Подобные проблемы обсуждались, в частности, на судебных процессах в городах Вилючинске (Камчатский край) и Партизанске (Приморский край).

 

По версии следствия, Свидетели Иеговы супруги Михаил и Елена Поповы участвовали в богослужениях, что было истолковано как организация и вовлечение в деятельность «экстремистской организации».

15 января 2020 года меня допросили в Вилючинском городском суде по делу супругов Поповых. Судья Александр Ищенко откровенно высказывал своё негативное отношение к религии Свидетелей Иеговы, ему не нравилось, что они отказываются служить в армии. Однако он прислушался к аргументам, свидетельствующим о том, что женщины у Свидетелей Иеговы не могут быть руководителями религиозных собраний. Между тем набор «доказательств», представленных суду следствием в пользу того, что супруги Поповы являются организаторами экстремисткого сообщества, был совершенно одинаков и для Михаила, и для Елены Поповых.

В итоге 14 февраля 2020 года судья Вилючинского городского суда Александр Ищенко выносит обвинительный приговор по делу Поповых, смягчая статью обвинения с организации экстремистского сообщества и вовлечения в него (часть 1 и часть 1.1 статьи 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) на участие в запрещённой организации (часть 2 статьи 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации). На Михаила налагается штраф в 350 тыс. рублей, а на Елену — 300 тыс. рублей.

19 мая 2020 года Камчатский краевой суд рассматривает апелляционную жалобу Михаила и Елены Поповых на приговор Вилючинского горсуда от 14 февраля 2020 года. Камчатский краевой суд смягчает наказание: вместо 650 тысяч рублей штрафа супруги должны заплатить 500 тысяч рублей. Приговор вступает в силу.

 

В Партизанском городском суде меня допрашивали 15 и 16 октября 2020 года. Этот судебный процесс ещё не завершён, однако поделюсь некоторыми наблюдениями.

Ирине Буглак были предъявлены обвинения в том, что она созывала и проводила религиозные собрания Свидетелей Иеговы, что трактуется следствием как организация деятельности экстремистской организации. Однако из материалов дела следует, что Ирина была рядовым участником религиозных собраний, как и положено женщине с точки зрения вероучения Свидетелей Иеговы.

Супруг Ирины не является Свидетелем Иеговы. Однако он любит, уважает свою жену и поддерживает её. Ирине пришлось провести 181 день в следственном изоляторе, в это время муж заботился о ней, регулярно передавал продукты, лекарства, старался, чтобы у Ирины было всё необходимое. Кроме того, муж пригласил для защиты супруги опытного адвоката.

Когда следователь допрашивал мужа Ирины, он дал показания о том, что не является Свидетелем Иеговы, но ничего против этой религии не имеет. Его жена не пьёт, не курит, заботится о нём и детях, хорошо ведёт домашнее хозяйство, добросовестно работает, поэтому никаких претензий у него к супруге и её религиозной принадлежности нет.

Отмечу, что Партизанск — небольшой город, здесь 36,5 тысяч жителей. Градообразующей отраслью экономики в Партизанске была угольная промышленность, но в 2004 году все шахты закрылись. Ситуация в городе непростая, в том числе с точки зрения преступности. Так, в дни, когда я выступал в суде по делу Свидетелей Иеговы, в городе произошло два резонансных преступления: киллер расстрелял одного из предпринимателей, а группа подростков убила 15-летнего школьника.

Таким образом, такие граждане, как Свидетели Иеговы, не прибегающие к насилию и уважающие закон, добросовестно работающие и выплачивающие налоги, не являются какой-либо значимой проблемой для города Партизанска и его обитателей.

 

11 ноября 2020 года меня допросили в Ленинском районном суде города Новосибирска по делу Юрия Савельева. Он родился в 1954 году, 1 января 2021 года Юрию Прокопьевичу исполняется 67 лет. С 1 ноября 2018 года, то есть уже более двух лет, Юрий Савельев находится в следственном изоляторе, а в зале суда сидит в клетке. Его обвиняют в организации экстремистского сообщества, но реально Юрий Савельев проводил в своей квартире собрания небольшой религиозной группы Свидетелей Иеговы. Они вместе молились, пели религиозные песни, изучали и обсуждали библейские тексты. Ничего противозаконного или экстремистского во всём этом не было, как я уже отмечал в данной статье по поводу других Свидетелей Иеговы.

Против Юрия Савельева выступили два человека: засекреченный свидетель и профессиональный борец с сектами Олег Заев. О том, что неправомерно использовать в судебных процессах над Свидетелями Иеговы «тайных», или засекреченных свидетелей, я уже упоминал.

Остановлюсь подробнее на фигуре Олега Владимировича Заева. Он в 1986 году окончил Новосибирский электротехнический институт, у Олега Заева отсутствует гуманитарное образование и квалификация в области религиоведения, а также какие-либо научные степени и звания. У О.В. Заева нет специальных работ, посвящённых вероучению, религиозной практике, социальным установкам Свидетелей Иеговы.

О.В. Заев в 1994 г. стал членом одной из протестантских религиозных организаций под названием «Новосибирская христианская церковь», в которой провел около полугода. А затем вышел из неё и включился в борьбу с сектами, в течение ряда лет был руководителем Информационно-консультационного центра по вопросам сектанства при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского в г. Новосибирске, а также членом Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС).

В уголовном деле Юрия Савельева имеется доверенность от 24 ноября 2017 года, выданная президентом «Центра религиоведческих исследований» Александром Дворкиным (он является также президентом РАЦИРС), в соответствии с которой О.В. Заев наделён полномочиями представлять «Центр религиоведческих исследований». На основании этой доверенности следователь подполковник юстиции Брюзгин А.Н. постановил 12 декабря 2018 года допустить О.В. Заева для участия в уголовном деле Ю.П. Савельева в качестве специалиста и допросить его по интересующим следствие вопросам (том 13, л.д. 105).

Между тем О.В. Заев вступил в конфликт с правящими архиереями Новосибирской митрополии, а также с настоятелем собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в г. Новосибирске протоиереем Александром Новопашиным. В результате О.В. Заев был ещё в 2017 году исключён из Российской ассоциации центров изучения религий и сект, а также уволен из Информационно-консультационного центра по вопросам сектанства в г. Новосибирске.

В протоколе допроса специалиста Заева 12.12.2018 г. со ссылкой на работу Джерри Бергмана, изданную в 1991 году, приводятся ошибочные утверждения. Так, О.В. Заев заявляет, что Свидетелям Иеговы запрещено «читать старую литературу общества «Свидетелей Иеговы» (том 13 л.д. 108-109). В действительности подобного запрета не существует, в библиотеке «Сторожевой Башни», размещенной в сети Интернет и доступной как Свидетелям Иеговы, так и всем интересующимся их вероучением, в свободном доступе размещены все номера журнала «Сторожевая Башня» с 1986 года, то есть за последние 36 лет.

Таким образом, О.В. Заев не обладает достаточной компетентностью в качестве специалиста в области вероучения, религиозной практики, социальных установок Свидетелей Иеговы. Его оценки Свидетелей Иеговы являются некомпетентными и вводят суд в заблуждение.

Екатерина Кашина, судья Ленинского районного суда города Новосибирска, неоднократно продлевала Юрию Савельеву срок содержания под стражей, а также отклоняла ходатайства адвоката об изменении меры пресечения с СИЗО на более мягкую.

В очередной раз такое ходатайство было отклонено 11 ноября 2020 года. Адвокат ссылался на возраст Юрия Савельева (66 лет) и угрозу его здоровью в связи с пребыванием в следственном изоляторе в условиях пандемии Ковид-19.

Мне запомнилось выступление прокурора, который заявил, будто бы именно СИЗО — самая надёжная защита от пандемии Ковид-19. Если же перевести подсудимого под домашний арест, то у него возрастёт риск заразиться коронавирусом.

Полагаю, что подобная аргументация выглядит убедительной только в театре абсурда.

Судебный процесс ещё не завершился. Вопреки всем трудностям, Юрий Савельев сохраняет крепкую веру в Бога, спокойствие, оптимизм и чувство юмора.

 

Некоторые выводы

Приняв участие в нескольких процессах над Свидетелями Иеговы в разных регионах страны, я пришёл к двум основным выводам.

1) Свидетели Иеговы не боятся оказаться под следствием, судом, а также в местах лишения свободы. Они считают, что их религиозный долг — проповедовать христианство сотрудникам правоохранительных органов, судьям, а также заключённым. Свидетели Иеговы убеждены, что в Библии предсказано, что истинных учеников Иисуса Христа перед завершением нынешней системы вещей, то есть накануне Армагеддона, будут предавать суду за их преданность Христу для свидетельства правителям и царям. Свидетели Иеговы приводят в качестве доказательства правильности этой точки зрения, в частности, следующий отрывок из Евангелия от Марка: «Вас будут предавать в судилища.., и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними» глава 13, стих 9). Аналогичные мысли содержатся в Евангелии от Матфея (глава 10, стихи 17-20), Евангелии от Луки (глава 21, стихи 12-15).

2) Оказавшись в роли подсудимых, Свидетели Иеговы не считают себя виновными и не намерены отказываться от своих религиозных убеждений. Как считают верующие, несмотря на ликвидацию Верховным Судом Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России и местных религиозных организаций, имевших статус юридических лиц, Свидетели Иеговы вправе продолжать исповедовать выбранную ими религию. Оставаясь Свидетелями Иеговы, они не считают себя преступниками. Тем более, что статьей 28 Конституции Российской Федерации «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

 

Автор:  Сергей Игоревич ИВАНЕНКО – доктор философских наук, религиовед, автор ряда книг и статей о религиозных традициях и по вопросам взаимоотношений государства и религиозных объединений.

 

Илл: статуя богини возмездия Немезиды на здании суда, Волгоград