Елена ЗЕМСКОВА
Госдума перепишет законопроект о наказании за оскорбление религиозных чувств. Впрочем, по информации "Росбалта", депутаты не откажутся от идеи сажать кощунников в тюрьму.
Законопроект о наказании за оскорбление религиозных чувств был внесен в Госдуму представителями всех фракций еще осенью прошлого года. В конце минувшей недели он планировался к рассмотрению депутатами в первом чтении. Однако из-за высокой нагрузки руки до него у народных избранников так и не дошли. Так что теперь документ поступит на обсуждение палаты не раньше, чем через две недели.
Напомним, идея защитить религиозные чувства россиян родилась у депутатов по следам громкого дела Pussy Riot, а также последовавших за ним акций по порче православных крестов.
Недолго думая, парламентарии предложили наказывать кощунников суровыми штрафами — до 500 тыс. рублей, или сажать их в тюрьму на срок до пяти лет.
С этой целью они предложили ввести в УК новую статью 243.1 "Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний".
В свою очередь, поправками в КоАП было предложено увеличить до 100 тыс. рублей максимальные штрафы за нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания, а заодно ввести новые — до 50 тыс. рублей за публичное осквернение и порчу богослужебной литературы, а также эмблем мировоззренческой символики.
Активность народных избранников в борьбе с религиозным кощунством смутила не только представителей общественности, которые сразу же заговорили об очередном запугивании инакомыслящих и "возвращении ГУЛАГа".
Претензии чисто юридического характера нашлись к разработчикам документа также в правительстве, Верховном суде и Общественной палате. Например, чиновникам, судьям и общественникам не понравилось то обстоятельство, что законопроект дублирует уже действующие статьи УК, а с некоторыми из них и вовсе вступает в прямое противоречие.
Многочисленные критики проекта также указали на то, что предлагаемые дефиниции не имеют правового закрепления, а, значит, могут обернуться произвольным толкованием и неразберихой в судебной практике.
Неподдельное удивление у противников законопроекта вызвало и предложение депутатов распространить его действие на представителей религий, составляющих "неотъемлемую часть исторического наследия народов России".
По этому поводу в Общественной палате, представившей отрицательную экспертизу на документу, заявили, что даже ученые-религиоведы до сих пор не могут прийти к общему мнению по этому вопросу. Не говоря уж о том, что в случае принятия закона в таком виде "часть граждан будет выведена из-под защиты уголовного закона и окажется дискриминируемой", как заметили в ОП.
В результате профильный думский комитет по уголовному законодательству рекомендовал депутатам принять законопроект в первом чтении, но ко второму провести серьезную правку.
Так, по словам главы этого комитета Павла Крашенинникова, при доработке проекта парламентарии в итоге могут отказаться от идеи вводить в УК новую статью. А вместо этого просто дополнят квалифицирующими признаками уже действующую 148-ую статью кодекса так, чтобы "предлагаемые санкции соответствовали степени общественной опасности тех или иных деяний".
Однако проблема в том, что действующая ст.148 УК ("Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий") не предусматривает тюремного наказания для ее нарушителей. Максимум, что ожидает по этой статье богохульников — арест на три месяца или штраф в 80 тыс. рублей.
В этой связи глава думского комитета по делам общественных организаций и религиозных объединений Ярослав Нилов не исключил в беседе с "Росбалтом", что при доработке законопроекта ко второму чтению нормы о "посадке" в тюрьму кощунников все же останутся. "Но вот сами предлагаемые сроки — до 3 и 5 лет, возможно, будут пересмотрены в сторону смягчения", — предположил он.
Зампред уголовного комитета Александр Ремезков также дал понять в беседе с корреспондентом "Росбалта", что депутаты не намерены отказываться от тюремного наказания богохульников. "Изначально речь шла именно об ужесточении наказания в виде лишения свободы, которое, как показывает аналогичный зарубежный опыт, хоть и применяется крайне редко, но служит гораздо более сдерживающим фактором, чем штрафы", — сказал депутат.
Для пущей убедительности Ремезков сослался на опыт Германии, законодательством которой, по его словам, за оскорбление чувств верующих наряду со штрафами также предусмотрено и наказание в виде лишения свободы. "Но за всю историю действия этой нормы таких случаев было не более девяти", — заметил депутат.
Шансы сохранения в окончательной версии нового закона тюремных санкций Ремезков оценил как "50/50". Достаточно высоки, по его мнению, и перспективы дублирования в 148-ой статьей УК формулировок, касающихся оскорбления религиозных чувств граждан.
Правда, что понимать под такими "чувствами", а, главное, как их законодательно определить, депутаты пока не знают и сами.
На оото: студент МГИМО Цорионов и другие верующие в процессе акции против оскорбления религиозных чувств.
Источник: Росбалт
Комментарии