Регистрация / Вход



СОБЛАЗН КЛЕРИКАЛЬНОСТИ

Печать

 

 

Массимо ИНТРОВИНЬЕ

 

...Патриарх Кирилл: Насколько важна его поддержка Путина?

Лишь небольшой процент россиян ходит в церковь. Многие, кто этого не делает, все еще могут быть под влиянием тирад Патриарха.

 

Есть две статистические данные из обычно надежных источников, которые говорят нам кое-что о настроениях российского населения. Один из них говорит нам, что поддержка Путина, которая до войны упала до 69%, теперь возросла до более чем 80% (хотя то, что респонденты в российских опросах могут или хотят свободно отвечать, было поставлено под сомнение). Во-вторых, посещаемость православных церковных служб в России снизилась примерно до одного процента.

Вторая статистика должна быть истолкована, учитывая, что в Православной церкви нет правила, подобного католическому предписанию посещать мессу. Католик, по крайней мере теоретически, должен ходить на мессу каждое воскресенье. Для православных такой обязанности не существует, и многие ходят в церковь только по большим праздникам. Однако ученые, наблюдающие за религией в России, сходятся во мнении, что число русских, контактирующих с Православной Церковью, постоянно падает, и теперь это указывает на секуляризацию, сравнимую с Западной Европой.

Может показаться, что это опровергает еще один распространенный среди тех, кто изучает религию в России, тезис о негласном, но очень прочном пакте между Русской Православной Церковью и государством, то есть между Патриархом Кириллом и Путиным. Путин защищает Православную Церковь законами, запрещающими миссии других религий и прозелитизм, и “ликвидацией” тех, кто настаивает на обращении православных в другую веру, таких как Свидетели Иеговы.

Кирилл отвечает взаимностью, организуя через капиллярную сеть православных приходов согласие для Путина и его партии, как это делали итальянские католические епископы в 20 веке с христианскими демократами. Кто-то скажет, что именно это отождествление Православной Церкви с политической властью отталкивает многих россиян, особенно молодежь, от церквей.

Но как Кирилл может организовать консенсус для Путина, если в церковь ходит лишь небольшое меньшинство? В России, более чем где-либо еще, необходимо различать различные круги, на которые Церковь большинства оказывает свое влияние. Нечто подобное происходит и в Италии.

По самым достоверным статистическим данным, активных католиков в Италии от пятнадцати до двадцати процентов, но тех, кто объявляет себя католиками в опросах, превышает восемьдесят процентов. Заявления Папы Римского, в том числе о войне на Украине, регулярно попадают в заголовки газет, и они, безусловно, влияют на более широкий круг, чем сравнительно узкое меньшинство активных католиков.

Этот процесс в России усиливается, потому что с внезапной гибелью советской идентичности была поспешно реконструирована российская идентичность, основанная на идее нации как духовной реальности, сердцем которой является православная традиция. Однако миллионы россиян, которые ходят в церковь только на Пасху (или никогда), признают себя православными и разделяют идею, которую также продвигает Путин, что Россия велика, потому что велика ее православная религия. Вот почему заявления Патриарха Кирилла и его позиция по национальной и международной политике влияют и на тех, кто не является “активным” или “практикующим” православным.

Есть два конкретных взаимосвязанных мифа, которые известны большинству россиян и которые объясняют эти процессы. Первый - это имперский миф о Третьем Риме. Первым будет Императорский Рим, вторым - Константинополь (ныне Стамбул), куда Римская империя переместилась после падения города Рима, дожив до турецкого завоевания в 1453 году.

Несколько лет спустя царь Иван III Великий придумал националистическую и пропагандистскую формулу Третьего Рима, то есть Российской империи как единственного законного наследника Римской империи, лозунг, популяризированный столетие спустя его преемником Иваном IV Грозным, а теперь переработанный Кириллом и Путиным.

Если первый миф - исторический и политический, то второй - религиозный. Она переосмысливает тему Третьего Рима в религиозных терминах. В результате того, что католики называют Великим Восточным расколом, а многие православные—Великим Западным, в 1054 году Восточная церковь отделилась от Римской. Выбор Восточной Церкви называть себя “православной” именно указывал на то, что, по ее мнению, она охраняла православие, в то время как Рим скатился в ересь.

С этого момента истина, по мнению православных, уже не была в Первом Риме, в католической Италии, а переместилась во Второй Рим, Константинополь. И здесь после турецкого завоевания Константинополя в 1453 году русские утверждали, что местный Патриарх уже не в состоянии в полной мере охранять истинную веру. Теперь эта задача легла на плечи Третьего Рима, Москвы и Русской православной церкви, которая несколькими годами ранее, в 1448 году, отделилась от Константинопольского патриархата, хотя впоследствии последуют новые воссоединения и новые отделения

В наши дни в моду возвращается полемика, возникшая несколько лет назад между двумя учеными-специалистами по русскому языку Тимоти Снайдером из Йельского университета и Марлен Ларуэль из Университета Джорджа Вашингтона. Оба согласны с тем, что Александр Дугин, крайне правый российский политолог и теоретик евразийства, является способным пропагандистом самого себя и сумел убедить многих в своем влиянии на Путина, которое на самом деле скромно.

По словам Снайдера, настоящим идейным вдохновителем Путина является скорее Иван Ильин, философ, изгнанный Лениным из Советского Союза за свои монархические и антикоммунистические позиции и погибший под Цюрихом в 1954 году. Ларуэль также призывает не переоценивать Ильина, несмотря на публичные почести Путина, и утверждает, что философ повлиял на Кирилла больше, чем на российского президента.

Тема чувствительная, потому что Ильин называл себя фашистом и восхищался Муссолини. Однако не фашизм Ильина оказывает влияние на Кирилла—и на самого Путина. Это его видение России как нации, преследуемой Западом через его пропаганду демократии, его ереси и “культы”, его гомосексуальные лобби, и в то же время как нации с миссией, подобной Иисусу Христу: она преследуется, умирает, воскресает и спасает мир.

Эти идеи явно вдохновляют проповеди Кирилла, но также соблазняют Путина, который попросил и получил из Швейцарии останки Ильина и приказал перезахоронить их в Москве в гробнице, перед которой он пришел засвидетельствовать свое почтение и почерпнуть вдохновение.

 

  • Автор: итальянский социолог религий. Является основателем и руководителем Центра исследований новых религий (ЦЕСНУР).

 

Источник

 

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал